Мне всегда интересно рассматривать работы любого мастера лоскутного шитья. И несмотря на то, что все мы пользуемся одними и теми же материалами (тканью, инструментами и пр.) работы у всех получаются разные. Я, всегда была сторонницей более пастельных тонов не отвергая при этом яркие, насыщенные цвета, но когда впервые увидела работы Кейфа Фассета, они полностью перевернули мое представление о применении цвета в лоскутном шитье.

Несколько недель назад, разбирая журналы по лоскутному шитью, я наткнулась на один из номеров журнала (№5-6 2007 г.) «Чудесные Мгновения». Может быть я отложила бы этот журнал в сторону, если бы не статья Татьяны Хейфец об известном мастере лоскутного шитья Кейфе Фассете (Kaffe Fassett).

Несмотря на то, что я давно знала о самом мастере и видела достаточное количество его работ, я еще раз с огромным удовольствием прочитала эту статью и задумалась. А что еще можно рассказать об этом удивительном человеке?

Начав свой поиск прежде всего с сайта мастера я наткнулась на большое количество интересного материала — несколько статей, опубликованных о жизни и творчестве этого удивительного человека.

Любое повествование о великом человеке начинается со стандартного набора фраз. Я не буду исключением и начну свое повествование с того, что Кейф родился в Сан-Франциско в 1937 году… Однако, писать сухими фразами о жизни этого удивительного человека настолько не интересно, что я лучше приведу вам слова самого Кейфа Фассета, опубликованные в журнале «Давайте вязать» (Let’s Knit) за март этого года.

Как обычно, свои комментарии я буду выделять курсивом.

Жизнь в ярких красках

Кейф Фассет
 Кейф Фассет

«… Я родился в Калифорнии в артистической среде, живущей спартанской жизнью. Мои родители построили ресторан, расположенный на высоте восьмиста футов над Тихим Океаном и несмотря на изолированное общество, они всячески поощряли мою артистическую натуру — рисование, танцы и драму. Я закончил школу искусств в Бостоне, где жил и учился несколько несколько лет до моей поездки в Лондон на каникулы. Спустя 40 лет я живу все там же, в основном потому, что много лет назад в одной из поездок открыл для себя пряжу для вязания. Первый свитер, который я связал из 20 купленных моточков шетландской (Shetland) пряжи я показал редакторам журнала Вог (Vogue) и спросил у них, не могут ли они опубликовать его на страницах своего журнала. И его опубликовали! Это был примерно 1969 год. Все те цвета, шотландского полосатого пейзажа вдохновили не только меня, но и привлекли внимание Джуди Британ – редактора журнала Вог (Vogue).

Джемпер, выполненный в технике Fair Isle
 Джемпер, выполненный в технике Fair Isle

Действительно, во время поездки на прядильную фабрику в Шотландию с модельером Биллом Гиббом, Кейф влюбился в шотландский пейзаж и с восторгом увидел те же цвета в шерстяных нитках, производимых этой фабрикой. Он купил 20 моточков шетландской (Шетланд — графство в Шотландии) шерсти, несколько спиц и в поезде по дороге обратно в Лондон научился вязать.

Она тут же попросила меня связать жилет в технике Fair Isle для следующего журнала. Я понятия не имел что это за техника и попросил мою домохозяйку показать мне ее. На обучение ушло примерно 20 минут и поскольку это противоречило тому способу, которому меня научили, я владею ей не очень хорошо.

Fair Isleэто традиционная техника, используемая для создания многоцветных вязанных узоров. Своим названием, она обязана крошечному острову Fair Isle, расположенному на севере Шотландии. Техника Fair Isle завоевала большую популярность, во времена правления принца Уэльского (позже ставшего Эдвардом VIII), который носил жилет, связанный в этой технике. Традиционные узоры состоят примерно из 5 цветов, причем в одном ряду могут использоваться нити только двух оттенков. К сожалению, я не знаю основных принципов вязания в этой технике, но визуально она напоминает вязание жаккардовых узоров.

Остальные работы Кейфа, можно посмотреть на страничке Вязание его сайта.

После моей первой статьи в журнале Vogue Knitting я старался воплотить в вязании каждую мы идею, мысль, которая приходила ко мне после путешествий и посещения музеев, таких как музей Виктории и Альберта. В моей жизни не было момента, когда бы я устал от всего этого, поскольку все время в поиске, разработке новых идей для мозаики, вышивки, пэчворка и рисунка. Я работаю не один, а с отличной командой творческих людей: Ричардом Вормсли (Richard Womersly) — знатоком ткачества, моим помощником по дизайну — Брандоном Мабли (Brandon Mably) и Кэти Кингстон (Katy Kingston). Мы все поддерживаем и вдохновляем друг друга.

Вязание остается одним из моих любимых видов рукоделия. Оно одновременно и возбуждает, и успокаивает, а сам процесс весьма занимателен. Что касается пэчворка, то он затрагивает другие струны моего творчества. Здесь я могу порисовать, создавая рисунок ткани из которой буду шить свои квилты, и пошить. Очень часто, используя какой-то узор лоскутного шитья, ко мне приходит желание попробовать его и в вязании, и наоборот. У вязания и лоскутного шитья очень много точек пересечения.

На этом рассказ о Кейфе не прекращается и я его продолжу словами статьи Жизненный путь Кейфа Фассета (Kaffe’s Biography – A coloroful Life, Artist Journal).

… Первая публикация в журнале Vouge Кейфа не осталась не замеченной и вскоре, он получил заказы на свои первые коллекции от Миссони (Missoni) и Бил Гибб (Bill Gibb). Среди клиентов Кейфа были не только известные дизайнеры и модельеры, но и известные актеры такие как Барбара Стрейзанд, Лорен Бэкол, Джон Шлезингер, Али Макгроу, Айрин Уорт, Ширли Маклейн, художница — абстракционистка Хелен Франкенталер, композитор Алан Бергман и супруга принца Майкла Кентского.

В 1985 году, Кейф стал инициатором проекта, показанного по телевидению в программе в «Pebble Mill at One». Проект был посвящен созданию гобеленов и в нем могли принять участие все желающие со всей страны, которые могли создать свой любимый мотив, с размером не более 6 дюймов. Свыше 2600 участников прислали свои гобелены, формируя единое полотно, которое было показано в одном из старинных английских замков графства Девоншир — Чатсворт Хаус (Chatsworth house ), которое потом переехало в поместье Хеавуд (Harewood House). В этом же году Кейфа пригласили вести серию телевизионных программ посвященных известным творческим людям Англии. Цикл передач «Яркие цвета» вдохновил тысячи вязальщиц, работающих в традиционном стиле, использовать в своей работе яркие цвета. Эта серия передач была настолько популярна, что в 1986 году повторялась 3 раза и по ее мотивам был выпущен двухсерийное видео. О популярности этой передачи говорит также тот факт, что она была показаны во многих странах, в том числе в Канаде и Японии. В 1998 году, Кейф выпускает диск под названием «Kaffe’s Colour Quest», в котором рассказывает о поиске и вдохновении цветом и дизайном в его путешествиях по всему миру. В феврале 1999 года, Кейф представил шестичасовую серию передач идущих по радио под названием «A Stitch in Time». Кроме того, у Кейфа брали интервью бесчисленное количество раз на телевидение и радио.

Музей «Виктории и Альберта»
 Музей «Виктории и Альберта»

В 1988 году, Кейф Фассет стал первым художником по текстилю, чьи работы еще при жизни, экспонировались в музее «Виктории и Альберта» в Лондоне, одном из крупнейших музеев мира декоративно-прикладного искусства и дизайна!

Выставка работ Кейфа настолько привлекла к себе внимание, что количество посетителей музея выросло в два раза и впоследствии экспонировалась в Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции, Австралии, Канаде, Америке и Исландии. В этом же году, известный универмаг «Hankyu» в г. Осака (Япония) пригласил Кейфа декорировать 3 зала, в которых проходила британская ярмарка. За шесть дней, ее посетило свыше 30000 человек.

Я уже писала о том, как в карьере дизайнера и художника Кейфа Фассета появилось вязание и вы наверняка захотите узнать как же он начал карьеру мастера лоскутного шитья?

«Glorious Patchwork»
 «Glorious Patchwork»

Все началось с того, что одна из его знакомых, все время советовала ему попробовать свой талант дизайнера в лоскутном шитье. Но поскольку его мысли были все время заняты рисованием, вязанием, вышивкой гарусом по канве, он не сильно уделял внимание этим разговорам. Наверняка Кейф так бы никогда и не стал мастером лоскутного шитья, если бы она. Лиза адаптировала узоры для вязания разработанные Кейфом и на их основе сшила несколько лоскутных блоков, которые и выслала ему по почте с письмом, в котором была такая фраза: «Видишь, ты уже дизайнер по пэчворку!».

Прошло совсем немного времени и вскоре, Кейф начал работу над своим первым квилтом. Спустя год, совместно с Лизой, Кейф сшил 30 квилтов, которые вошли в его первую, книгу по пэчворку — «Glorious Patchwork».

Уже в июне 1998, на всемирной японской ярмарке пэчворка и квилтинга, он демонстрирует свои работы, которые были опубликованы в его восьмой книге «Patchwork».

Прежде чем приступать к повествованию дальше, покажу вам несколько фотографий.

Как любой творческий человек, Кейф не боится браться за что-то новое.

Первая вышивка по канве, выполненная Кейфом, это заказ Леди Памелы для Лорда Харлеха. За этой работой последовали: квадратные пятифутовые гобелены двух видов для Рождественских подарков в сети магазинов Marks & Spencer; два пятифутовых гобелена для круизного лайнера Морская Принцесса; гобелен для особняка королевы Елизаветы в Йоркшире; серия из пяти гобеленов и ковриков для Эдинбургской компании по производству гобеленов; мозаичное панно размером 13 на 15 дюймов, расположенное при входе в театр Оджай (Калифорния); вышитые гобеленовые кресла для клиентов со всего мира и наконец коллекцию одежды необычного дизайна.

С 1976 года, Кейф является ведущим дизайнером комплектов вышивки гарусом по канве известной во всем мире компании Ehrman. Здесь вы сможете найти продукцию компании дизайна Кейфа Фассета.

Международная благотворительная организация Oxfam также не оставила без внимания ведущего дизайнера, и попросила Кейфа помочь жителям бедных деревень Индии и Гватемалы, производящим текстильную продукцию, улучшить дизайн их изделий и сделать их наиболее привлекательными для продажи. Результатом этого сотрудничества стала коллекция ярких тканей, сотканных вручную, которая использовалась для производства рубашек, покрывал для кроватей и ткани для лоскутного шитья, продаваемая по всему миру.

Сейчас наибольшее количество продукции, продаваемой на рынке, это ткани для пэчворка Кейфа Фассета. Каталог тканей вы можете найти здесь.

В 1998 году, его пригласили принять участие в ежегодном цветочном шоу, проходящем в Челси. Сад, оформленный по дизайну мастера и украшенный мозаичными колоннами и цветочными горшками получил золотую медаль и был отмечен как «задающий тенденции моды садового дизайна».

В 1993 году он выступил в качестве автора театральных костюмов и декораций для Королевской шекспировской труппы. Ему очень понравилось работать над этим проектом, поскольку он смог сочетать в костюмах и элементы вязания, и вышивки и пэчворка.

Начиная с 2000 года, они принял участие во многих выставках и фестивалях. И несмотря на то, что он очень занятой человек, он находит время давать мастер-классы по цветоведению и использованию цвета в дизайне, по всему миру. Это дает ему возможность посмотреть как используют его ткань и вдохновляя его на новый дизайн.

Для того, чтобы понять многогранность этого человека, с разрешения редакции журнала «Чудесные Мгновения», привожу интервью с Кейфом Фассетом, опубликованное в статье Татьяны Хейфец (г. Иваново) «Занятия, берегущие молодость» (№5-6, 2007 г.)

- Господин Фассет, что вам позволяет так хорошо сохранить молодость и активность?

-Я думаю, что работа с цветом, и особенно художественная работа с тканью и нитками, – занятие само по себе стимулирующее и помогающее сохранить молодость. А еще я много хожу пешком и, где смогу, плаваю в холодной воде.

- Чему вы обязаны своей страстью к художественному творчеству и выбору жизненного пути?

-Однажды я понял, что рукоделие вдохновляет меня больше, чем живопись. При работе с тканью каждый этап работы доставляет истинное удовольствие и к тому же греет душу, как никакое другое занятие. Ведь конечный продукт приносит реальную пользу: свитер носят, под лоскутным одеялом можно спать, коврик на полу придаст комнате более жизнерадостный вид. Да и результаты рукоделия нравились больше моих картин. Позже я понял, что могу издавать книги о своей работе, и на это стало можно жить. Кроме того, неплохой доход мне дает текстильный дизайн. Таким образом, я имею возможность заниматься тем, что приносит мне огромное удовлетворение.

- Вы можете назвать главное на сегодня для вас направление, которому посвящаете больше времени и сил?

-Наверное, сейчас самое главное направление моей работы — пэчворк. Каждый год я готовлю для компании Rowan сборник, работая над которым не только создаю дизайны квилтов, но и отправляюсь в «командировку», из которой привожу фотографии и идеи компоновки материала. Кроме того, я работаю над книгой о новых рисунках для квилтов. Она должна выйти в свет в 2008 году. Также каждый год выпускаю несколько коллекций тканей с рисунками для пэчворка и продолжаю заниматься разработкой моделей вязаной одежды для компаний Peruvian Connection и Rowan.

- Такое ощущение, что для вас нет границ, когда речь идет о дизайне. Вам одинаково легко работать с плоскостью (гобелен, вышивка и т.д.), пространством (театральные декорации, интерьер), человеком (одежда, костюмы)?

-Для меня все, что я делаю, – это просто рисунок (узор) и цвет. И неважно, на чем он расположен — на плоскости или трехмерных объектах. Мне повезло в том смысле, что обычно мне предоставлена свобода все делать так, как мне нравится. Поэтому — да, модно сказать, что мне одинаково легко (или одинаково трудно) работать с любыми объектами, которые ко мне попадают.

- Что вам необходимо для вдохновения?

-Стимулом для творчества может стать любая идея из внешнего мира — и рекламный кич, и великие произведения античного искусства из музеев. Мой мозг может создать дизайн, начав с любой отправной точки. А сосредоточить свое вдохновение на выполнении определенной работы очень помогают жесткие сроки и наличие конкретного заказчика.

- Что бы вы ни делали, вы всегда используете богатую цветовую палитру, яркие краски. Вы не любите полутона и черно-белую классику?

-Да, похоже, яркие краски — это мое главное поле деятельности. Основная причина в том, что многие современные дизайнеры тяготеют к нейтральным цветовым гаммам как более «безопасным» и менее рискованным. Я на самом деле люблю крайности, хотя меня привлекают и натуральные матовые цвета (минеральные краски, подобные изготовленным из природного цветного камня), просто контраст черного и белого. В то же время моя более яркая палитра явно вызывает какую-то эмоциональную реакцию у людей, затрагивает их души, и теперь мои поклонники ждут от меня именно этого. Мне очень нравится жизнерадостность, тонус, эмоциональный всплеск , который получаешь от сочетаний ярких, живых красок. Правда одни лишь яркие цвета могут стать слишком навязчивыми, а вот добавление к ним некоторого количества нейтральных тонов делает их более «удобоваримыми».

- Рукоделие принято считать женским занятием, но вы настоящий виртуоз в этой сфере. Любите рушить стереотипы?

-Я обожаю рушить стереотипы! Впрочем, сам я не воспринимаю какой-либо вид искусства «женским» или «мужским». Ведь вся сущность этого — в построении узора и цветового решения; как же можно сказать, какого «это» пола? По жизни я много времени провожу в женском обществе, и мне нравится то, что очень многие женщины эмоционально реагируют на цвет, в то же время как мужчинам хочется проанализировать то, что я делаю, чтобы это до них «дошло». Я часто вяжу или шью в поездах и самолетах, так что давно перестал комплексовать по этому поводу. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, прячась со своим рукоделием от любопытных взглядов.

- Что для вас интереснее — создавать ткани для пэчворка или шить из них квилты?

-Создание тканей и шитье квилтов из них — это разные творческие процессы, и оба они меня привлекают. Когда я рисую, это возвращает меня к моим «истокам» как художника. Создавать дизайны тканей интереснее, потому что, рисуя, я уже зрительно представляю, каким будет дизайн квилта и какие цвета могут в нем понадобиться. Собственно лоскутное шитье идет намного быстрее, так как я размещаю блоки орнамента на экране (стенке), чтобы сфотографировать их и затем сшить из них квилт.

- Какой из своих проектов вы считаете наиболее успешным?

-Возможно, лучшим из моих многочисленных проектов станет тот, который будет следующим.

- Судя по тому, что мы о вас знаем, ваша жизнь полностью подчинена творчеству. Остается ли у вас время и силы для каких-либо других занятий?

-Моя жизнь — очень творческая, и это для меня не трудно, даже наоборот. Все это мне нравится: экспериментировать с цветом, создавать рисунки для тканей, затем использовать эти ткани в квилтах, а потом фотографировать эти квилты в наиболее выгодном антураже, показывать свои работы на выставках и выступать с лекциями. Но пр этом мне действительно необходимо уравновешивать это с физической нагрузкой — прогулками, плаванием и гимнастикой. И еще я получаю много визуальной и эмоциональной пищи от выставок и фильмов.

- Как вы оцениваете роль ручной работы во времена высоких технологий?

-Очень хороший вопрос. В нашу технологическую эпоху ручной работе — создающей нечто осязаемое, а не виртуальное — принадлежит очень важная роль. Устав от жизни в виртуальном компьютерном мире, наши души настоятельно требуют каких-то реальных творческих свершений. В западном мире необычайную популярность приобрело вязание на спицах, причем особенно среди интеллигенции. То же и с пэчворком: очень многие американцы, достигая определенного уровня благосостояния, начинают заниматься лоскутным шитьем. Они определенно ощущают потребность в том, чтобы создавать Прекрасное своими руками.

- Что вы считаете последним мировым достижением в области лоскутного шитья?

-Наверное, наивысшим достижением в мире пэчворка стало возникновение и становление ярмарки квилтов и фестиваля в Хьюстоне. Это показывает, насколько много людей во всем мире занято этим делом. Ярмарка, привлекающая торговые компании со всего мира, доказывает, что магазины, продающие товары для пэчворка, везде процветают. Фестиваль, который ежедневно посещают десятки тысяч человек из разных стран, где выставляется огромное количество квилтов и работает множество мастерских, свидетельствует о живом интересе публики к этому виду рукоделия. Я бы сказал, что это — мировой класс!

- Какие фестивали вам кажутся наиболее интересными? Почему?

-На сегодняшний день мой любимый фестиваль — в Сент-Мари-о-Мин в Северной Франции. Мне кажется, что это наиболее «личный», человечный фестиваль, с интересными и вдохновляющими выставками из многих стран. Мне нравится то, как они размещают выставки во всех школах и церквях. Еще один заслуживающий упоминания небольшой фестиваль — летняя выставка квилтов в городке Систерс (штат Орегон). Она длится всего один день, но в этот день весь городок на американском Западе, в орегонской пустыне, превращается в выставку квилтов — они развешаны на каждом здании, на веревках для белья, на каждом дереве… Все это, подобно лагерю бедуинов, сосредоточено вокруг изумительного магазина тканей под названием «Stitching Post» («Швейный пост» -примерно как пост ГАИ!), принадлежащего Джин Уэллс и ее дочери Валери, что и сделало их известными во все мире!

- Что вы думаете о российских лоскутниках и их работах?

-Те квилты из России, что я видел, произвели на меня по настоящему сильное впечатление. Мне нравится то, как в них используются неожиданные ткани и декоративные детали, такие как ружево, вышивка, а цвет и жизнь, заключенные в них, вызывают сильный эмоциональный отклик — волнуют, вдохновляют. Хотелось бы увидеть их побольше! Главное, чтобы российские мастера сохранили свою самобытность, их работы не стали отражением западного пэчворка. Нужно обязательно продолжать работать над своими тканями. Даже в некоторой небрежности работ видна удивительная русская душа.

- Какое будущее, на ваш взгляд, ждет пэчворк и квилтинг?

-Надеюсь, это творчество будет становится все лучше. Сейчас это наш самый уважаемый народный промысел, и он очнь бурно развивается, я вижу, что постоянно растет его значение. Мне нравятся традиционные квилты, которым дают новую жизнь более яркие цвета. Приятно видеть самовыражение личности через цвет иузор. Именно это и делает пэчворк таким привлекательным.

Ну и напоследок несколько фотографий работ Кейфа как художника. Остальные работы, вы можете посмотреть на его сайте.

Побродив еще немного в поисках информации про Кейфа, на сайте Husqvarna Viking, я нашла информацию о том, что он создал две вышивальные коллекции машинных вышивок для швейных машин Husqvarna Viking. Убедившись еще раз, что талантливый человек — талантлив во всем, я хочу именно на этой оптимистической ноте, закончить свое повествование о замечательном мастере и красивом мужчине — Кейфе Фассете.

Приятного вам шитья!

Литература:

  • Сайт Кейфа Фассета www.kaffefassett.com
  • Книга Kaffe Fassett «Kaleidoscope of Quilts»
  • Статья Татьяны Хейфец (г. Иваново) «Занятия, берегущие молодость» ( «Чудесные Мгновения» №5-6, 2007 г.)
  • Техника Fair Isle